Главная Администрация Учителя-новаторы Победители-ПНПО Родителям
 Меню сайта
 Главная
 Администрация
 Учителя-новаторы
 Победители-ПНПО
 Родителям
  Новости
  Документы

Раздел III.

Блок аналитического и прогностического обоснования программы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» Черновского района г. Читы была открыта в 1998 году. Учреждение находится в отдалённом микрорайоне, размещается в двух приспособленных зданиях. В учреждении 14 учебных кабинетов, актовый зал, 2 спортивных зала, методический кабинет, библиотека.

Посёлок Энергетик обладает сетью учреждений и культуры (две общеобразовательные школы – МОУ «СОШ № 33», МОУ «НОШ № 37»,два учреждения дошкольного образования – ДОУ № 44, ДОУ № 46,поселковая библиотека, ДК «Энергетик», детский клуб «Энергетик».Во время своего существования учреждение завоевало значительный авторитет среди населения посёлка, района, города:

Одна из главных задач нашего образовательного учреждения – удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение вариативности образования, сохранение единого образовательного пространства и расширение возможностей получения образования повышенного уровня, поддержание в ОУ определённого масштаба культурных норм и ценностей.

Решение этой задачи предполагает взаимодействия школы с другими образовательными учреждениями и организациями.

В ОУ создана система методической работы, основной задачей которой является создание условий для мотивации профессионального развития педагогических работников.

5 лет учреждение является городской экспериментальной площадкой. На базе учреждения регулярно проходят семинары, мастер-классы для директоров, заместителей директоров и учителей школ города и области. За 3 года проведено 35 семинаров. Учреждение регулярно обменивается опытом с Томским институтом развивающего обучения. Педагогический коллектив активно участвует во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» школьных городских научно-практических конференциях проводимых комитетом образования г.Читы».

Года Научно-практические конференции Фестиваль «Открытый урок»
2005-2006 7 Участников -
2006-2007 9 Участников 3
2007-2008 - 2
2008-2009 5 Участников 2
2009-2010 - -

По итогам участия в конференциях опубликованы статьи в сборнике «Участники Фестиваля» - «Открытый урок». 2006 – 2007 г. получили персональные дипломы и сертификаты подтверждающие факт публикации материалов 3 учителя.

Степень обученности учащихся за три года стабильно сохраняется: на «4» и «5» обучается от 50 % до 52,7 %, на «5» составляет от 5,2 % до 7,4 % от общего числа учащихся.

Образовательное учреждение лидирует среди школ города в предметных олимпиадах:

по математике: 2005-2006 г – III место; 2007-2008 IV 2009-10 личное
личное I. III м.
по русскому языку: 2006-2007 г. – II место. 2008-2009 IV место по рус.яз

Активные участники международных конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок – языкознание для всех».

Неотъемлемой частью общеобразовательной системы являются внеурочная работа и дополнительное образование детей. 98,7 % учащихся заняты в кружках, секциях.

2005 – 2006 г.

II место в городском конкурсе литературно-музыкальных композиций «Салют, Победа!» Награждены дипломом за участие в выставке детского технического творчества.

II место в выставке прикладного творчества посвящённого 60-летию Победы в ВОВ.

2006 – 2007 г.

I место в городском смотре литературно-музыкальных композиций «Адрес детства - Россия».

II место в выставке технического творчества.

Награждены дипломом и ценным подарком за победу в конкурсе образовательных учреждений за лучшую подготовку к новому учебному году.

Приоритетными направлениями развития учреждения являются:

  1. В отношении социального окружения - формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
  2. В отношении обучающихся – готовность выпускников к продолжению образования на второй ступени, поддержка мотивации учения у учащихся.
  3. В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

В перспективе наша школа должна стать развивающей и развивающейся, обеспечивающей условия для поступательного движения вперёд. Именно такая школа способна обеспечить развитие и саморазвитие личности, как учителя, так и ученика. Развивающее обучение становится основой стратегической линией, которое позволит обеспечить целостное развитие ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Выпускники начальной школы должны стать субъектами высокого уровня коммуникативной включённости, готовыми к активному непрерывному образованию

Кто должен учиться Что имеем Противоречие Причина Проблема
Все дети седьмого года жизни до одиннадцатилетнего возраста, проживающих на микрорайоне Обучаются все дети, проживающие на микрорайоне Обучаются дети разных способностей, возможностей в одном классе. Разный уровень подготовки детей Обучающиеся не всегда умеют самостоятель-но искатьнужную информацию, систематизи-ровать её,выделять причинно-следственныесвязи.
Кто должен учить Что имеем Противоречие Причина Проблема
Сплочённый творческий коллектив способный развивать и саморазвиваться. коллектив способный к саморазвитию и поддержке индивидуальности каждого. Часть учителей не видят различие между «субъект-субъектными» отношениями и «субъект-объектными» отношениями Несоответствие уровня подготовки учителя в настоящее время и учителя, способного к «субъект-субъективным» отношениям не полной мере используют свой интеллектуаль-ный потенциал Несоответст-вие системы подготовки учителей обновлению образователь-ных программ
Кто должен управлять Что имеем Противоречие Причина Проблема
Управленческая команда как инструмент развития образовательного учреждения предполагающей активное участие в управлении педагогического сообщества. Сплочённую,психологически совместимую команду,имеющую поддержку большей части пед. коллектива     Шире привлекать пед. работников к разработке и принятию ре-шений, кото-рые становятся более обосно-ванными
Чему должны учить к 2010г Что имеем Противоречие Причина Проблема
Активно участвовать в образовательном процессе;-учить уметь учиться;-учить социальной активности и возможности быть конструктивными лидерами;-учить самостоятельности толерантности, способности к диалогу;-ученик,учитель-субьект обраpования. -Участие учащихся в образовательном процессе;-ученик – обьект образования;-стремимся к созданию субьектаобразования;-учителя ориентированного на принятие ученика таким,каков он есть. Противоречие между учеником-обьектом образования и субьектом образования Снижение учебной мотивации;непонимание всеми школьнымисообществами,и педагогическим и ученическим,и родительским,что учиться важнее,чем просто знать  
Как должены учить Что имеем Противоречие Причина Проблема
1. технологии развивающего обучения; - система развивающего обучения «Эльконина – Давыдова»; Программа работает на формирова-ние универсаль-ных учебных действий, но не принимается большинст-вом учителей ОУ Трудности перестройки своего стиля работы от традиционных форм к совершенным. Невозмож-ность пройти курсы повышения квалификации в центрах РО гг Томске, Москве
2.технологии личностно-ориентированного обучения «А.Н.Леонтьев»; - Программа – 2100 «Начальная школа 21 века» - разноуровневое обучение, классы КРО     Некоторые предметы, например, «окружающий мир» - требуется преподавание специалистов-предметников Разные индивидуальные способности детей
3.Технология совершенствования общеучебных уме-ний и навыков в начальной школе(В.Н.Зайцев); -Технология совершенствования общеучебных умений и навыков в начальной школе(В.Н.Зайцев); Недостаточно сформирова-ны ОУУН    
4.Технология развивающих игр(Б.П.Никитина) -технология развивающих игр Б.П.Никитина Развивающие игры направлены на развитие интеллекта, но мало влияют на развитие творчества   Неумение организовать развивающие игры
5. И К Т. -И К Т.     Недостаточная оснащённость техникой, неподготовленность пед.кадров к использова-нию ИКТ.
6.Технология проектного обучения -технология проектного обучения     Проблема в освоении и опробирова-нии технологии со школьником младшего школьного возраста.

Перечень проблем.

2005-2006 г.
  • Изучение новых технологий;
  • Психологическая перестройка педагогических работников;
  • Преемственность;
  • Укрепление физического, психического здоровья учащихся.
2006-2007 г.
  • Слабо развита исследовательская работа учащихся;
  • Отсутствие воспитательной системы классов;
  • Овладение информационно-коммуникативными технологиями;
  • Слабо вовлечён коллектив в решение проблемы формирования компонентов учебной деятельности.
2007-2008 г.
  • Интеграция образования с другими науками: социалогией, экономикой, психологией;
  • От ученика «объекта» образования к ученику «субъекту»;
  • Слабая теоретическая подготовка к решению проблемы формирования универсальных учебных действий.
2008-2009 г.
  • Применение наработанных методик по отслеживанию сформированности УУД;
  • Школа становится более открытой системой – требование современного времени;
2009-2010 г.
  • Ученик- субъект УВП;
  • Усовершенствование системы работы по формированию УУД.

Раздел IV.

Концепция развития общеобразовательного учреждения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» открытое в 1998 г. постановлением мэра города г. Читы.

Деятельность школы основана на принципах природосообразности, педагогике сотрудничества, развития.

Мы исходим из того, что каждый ребёнок индивидуален: со своими способностями, склонностями, интересами, психическим и физическим здоровьем. Нам представляется, что осуществление принципа природосообразности даст возможность в соответствии с запросами личности получить глубокие и прочные знания, здоровье, отсутствие комплексов, общее развитие ребёнка.

В нашем учреждении образование диалогичное. Обучающийся учится и развивается, учитель учится постигать ученика. Мы развиваем у обучающихся потребность в преодолении посильных трудностей в овладении новыми способами действий, умениями, навыками.

Гармоничное сочетание этих трёх принципов представляется нам достаточно важным, ведь инновация предполагает изменение как способ существования образования, альтернативность государственным требованиям другим ОУ, другим педагогическим работникам, себе вчерашнему.

Школа способствует получению качественных знаний для продолжения образования в основной школе, развитию личности ребёнка. Содействует росту обучающегося, сохранению психического физического здоровья, развитию способностей.

Берём на себя ответственность за качественное образование, которое мы рассматриваем как образованность учеников начальной школы и профессионализм учителей.

Считаем значимым для себя сформировать способность у обучающегося осознавать себя носителем знаний, сформировать у учащихся потребности и способности к самоизменению в начальной школе и развитию этих способностей в последующие годы.

Таким образом, наша школа должна стать школой развивающей и развивающейся, способствующей личностному росту каждого ребёнка.

Наша школа это организация, потому что здесь обеспечивается психологический комфорт для всех участников образовательного процесса, личностный рост учащихся, профессиональный рост учителя, относительно высокий результат образования

Считаем целью программы:

создать условия для развития универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.

Задачи:

 
  1. Совершенствовать систему работы учителя, связанную с изменением парадигмы образования: от цели усвоения ЗУН к цели развития личности учащихся.
  2. Продолжить работу по внедрению методических рекомендаций ОЭР по формированию компонентов УД через субъект – субъектные отношения.
  3. Обеспечить преемственность между детскими садами и начальной школой по формированию учебной деятельности
  4. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического здоровья участников образовательного процесса; сохранять и поддерживать индивидуальности ребёнка. В настоящее время школа является открытым учреждением и для того, чтобы развиваться, необходимо учитывать внешнюю и внутреннюю среду. МОУ «НОШ № 37» расположена в отдалённом районе города, с устоявшимися традициями.

Уровень образования родителей повышается, преобразования в образовании поддерживается большинством родителей. Ощущается поддержка образования со стороны администрации города, района.

Вместе с тем посёлок Энергетик экономически не развивается.Наблюдается миграция семей, количество учащихся уменьшается. Основными компонентами модели будущей школы на основе выделенных задач являются:

Компоненты Что есть Как будет За счёт чего?
1.Содержание образования Овладение системными знаниями, развитие умственных способностей Личностное развитие, становление опыта решения учебных и жизненных проблем Повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию УУД
Преобладание фронтальных и индивидуальных форм работы Преобладание групповых форм организации учебной работы За счёт освоения педагогами интерактивных образовательных технологий
От цели усвоения знаний, умений и навыков К цели развития личности За счёт внедрения в учебный процесс рефлексивных методик контроля и самооценки
Чёткое деление на воспитательную и учебную деятельность Единство и взаимодополни-тельность всех аспектов образовательного процесса За счёт осуществления деятельности, в которой одинаково значимы и востребованы образовательные и личностные достижения учащихся и педагогов
Полное и точное воспроизведение содержания алгоритма действия, заданного учителем Самостоятель-ность ученика в решении учебных задач За счёт совершенствова-ния технологий обучения
2.Взаимодействие с социальными партнёрами Родительские собрания, индивидуальные встречи Расширение возможностей включения родителей в образовательный процесс За счёт проведения интерактивных родительских собраний; открытых отчётов учащихся: совместных общественно полезных акций и культурно- массовых мероприятий
Традиционные связи на уровне воспитательной и досуговой деятельности с ДК, библиотекой Установление партнёрских отношений, определение новых, взаимовыгодных форм сотрудничества За счёт установления партнёрских (договорных) отношений с другими школами и ДОУ
3. Управление Деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль регулирование образовательного процесса Взаимодействия сотрудничества, рефлексивного управления, менеджмента За счёт осуществления внутришкольного менеджмента

Исходя из цели программы, выпускник нашей школы должен стать субъектом учебной деятельности, способным контролировать, оценивать, рефлексировать свою учебную деятельность.

Модель личности выпускника начальной школы.

Знания

  1. Владеет знаниями, умениями,навыками, соответствующими учебным требованиям начального образовательного стандарта, необходимыми для успешного продолжения образования.
  2. Сформированы основные мыслительные операции
  3. Сформированы учебные действия, позволяющие ученику саморазвиваться
  4. Владеет навыком самоанализа собственной деятельности.
  5. Умеет осуществлять на основе самоконтроля регулирование своей деятельности.
  6. Осуществляет взаимоконтроль и оценку деятельности других.

Здоровье

  1. Сознательно относится к собственному здоровью и осознавать необходимость занятий физической культурой.
 

Ребёнок - субъект образования

Познавательная деятельность

  1. Сформирована положительная мотивация учения.
  2. Проявляет познавательную инициативу, выходящую за пределы обязательных заданий.
  3. Умеет работать со справочной литературой для решения учебной задачи и удовлетворения познавательного интереса.

Культура личности

  1. Умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками.
  2. Использует нравственные знания как основы своих личных ценностных ориентацией, мотивов.
  3. Активно включается в ситуацию нравственного выбора.
  4. Знает свои права и обязанности.

Раздел V.

Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние.

Выбранная нами стратегия перехода нашего ОУ в новое состояние – инновационная. Целью, которой является создать условия для развития универсальной учебной деятельности младшего школьника в образовательном процессе.

Система критериев и показателей становления личности младшего школьника вводимая в рамках реализации программы представляет собой вариант перехода от традиционных критериев «знаниевого» подхода к критериям и показателям сформированности универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание надежной и востребованной системы управления качеством образовательного процесса в образовательном учреждении. Следствием реализации данной программы является выход на такое качество образовательного процесса, которое позволит выпускникам начальной школы приобрести реальные предпосылки к продолжению образования, а в будущем к социальной успешности.

План мероприятий по реализации программы

Этапы Направления работы Мероприятия Мониторинг Как, где
Апрель-август 2005 г подготовительный
  1. Изучение педагогической литературы, педагогического опыта.
  2. Создание творческой группы разработчиков программы развития.
  3. Формирование целей и задач программы.
  1. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста.
  2. Изучить методические рекомендации ОЭР по формированию компонентов учебной деятельности.
  3. Включить всех участников образовательного процесса в целеполагание/
  4. Мотивация педагогического коллектива на разработку программы.
   
2005-2006 г.Диагностико-прогностический
  1. Мотивационная и технологическая готовность педагогического коллектива.
  2. Изучение уровня сформированности компонентов УД.
  3. Организация взаимодействия с психологической службой центра «Лад».
  4. Изучение социального запроса на образовательные и дополнительные услуги.
  5. Сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями.
  6. Разработка пакета диагностических методик изучения эффективности деятельности учителя.
  7. Обеспечение непрерывности и преемственности в образовании совместно со средней образовательной школой №33.
  8. Отслеживание состояния здоровья учащихся.
  9. Нормативно-правовое сопровождение.
  10. Мониторинг.
  1. Диагностика исходного уровня состояния педагогического коллектива.
  2. Входная диагностика обученности и воспитанности детей.
  3. Создание пакета диагностических методик по изучению уровней сформированности компонентов учебной деятельности учащихся.
  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
  5. Разработать и провести анкету для социологического исследования.Скорректировать образовательные программы школы и детских садов по учебной деятельности
  6. Изучить профессиональный уровень педагогов.
  7. Логическое выстраивание УМК.
  8. Изучить «карту-здоровья» учащегося, провести диагностику.
  9. Разработать локальные акты.
  10. Диагностика промежуточная первого года.
«Диагностика успешности учителя»,Москва, 2005 г.                  
Е.В. Заика,Г.В. Репкина «Методика уровня сформированности компонентов», Томск, 1995 г.
Центр « ЛАД»
2006-2009 г. практический. 1. Повышение профессионального уровня педагогов.Вовлечение педагогического коллектива в инновационную деятельность. Разработать систему методических семинаров.Организовать методические семинары по изучению компонентов УД.Разработать программы личностно-профессионального развития педагога:
  • разработка учителем учебных образовательных программ по предметам;
  • изучение и овладение современными образовательными технологиями;
  • работа по моделированию урока.
«Диагностика успешности учителя».
  2. Организация образовательного процесса. Расширение школьного компонента учебного плана предметов, работающих на развитие.Расширение сети кружков дополнительного образования.Введение предшкольного образования.Создание научного общества учащихся.Поддержка детей разного уровня развития. Анкета «Что хотят дети, родители, учителя?» Выявление детей не посещающих д/с.
Анкетирование.
Наблюдение.
Обход микрорайона, связь с поликлиникой, д/с.
Классы КРО
  2. Организация образовательного процесса. Расширение школьного компонента учебного плана предметов, работающих на развитие.
Расширение сети кружков дополнительного образования.
Введение предшкольного образования.
Создание научного общества учащихся.
Поддержка детей разного уровня развития.
Анкетирование «Диагностика успешности учителя».
Анкета «Что хотят дети, родители, учителя?»
Выявление детей не посещающих д/с.
Анкетирование.
Наблюдение.
Обход микрорайона, связь с поликлиникой, д/с.
Классы КРО.
 
  • формирование компонентов УД у учащихся:
    -учебно-познавательный интерес (мотивация).
  • целеполагание.
  • сформированность учебных действий.
  • сформированность действия контроля и оценки.сформированность действия контроля и оценки.
Создавать ситуации успеха на уроке, внеклассных мероприятиях.Организовать сюжетные, деловые, ролевые, дидактические игры.Организовать предметно-практическую деятельность; на уроке и вне урока.Организовать коллективно-распределительную деятельность для учебно-воспитательного взаимодействия: ученик - учитель, ученик – ученик,учитель – родитель, ученик – родитель.
  1. учить формировать цель на уроке, во внеклассной работе; осознавать учеником цели:
    что он собирается делать, что он сделал?
  2. учить принимать практическую задачу:
    осознавать, что надо делать, чтобы осуществить действия;
  3. учить самостоятельно формировать цель.
Оценивание уровня сформированности мотивации.
Оценивание уровня целеполагания.
Оценивание сформированности УД.
Наблюдение на уроках внеклассных мероприятий во внеурочной деятельности.
Наблюдение на уроках при выполнении самостоятельной работы в классе, дома. Методические рекомендации творческой группы на основе «Оценка уровня сформированности компонентов УД» Г.В. Репкина.
Наблюдение на уроках внеклассных мероприятий во внеурочной деятельности.
Наблюдение на уроках.
 
  1. Воспитательная работа
  2. Сохранение физического, психического здоровья учащихся.
Создать воспитательную систему классов, расширить сеть кружков дополнительного образования, активизировать органы самоуправления.
Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
Пропаганда здорового образа жизни.
Профилактика коррекции нарушений осанки и зрения.
Ежегодный медицинский осмотр.
Создание валеологической службы.
Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка.
Диагностика.
Микроисследования.
П.Н.Третьяков «Здоровье ученика в режиме дня школы».
  Управление.
  1. Создать комфортные условия образовательной среды для учителей и учащихся.

  2. Вознаграждение учителей и учащихся.
  3. Создать условия для реализации педагогами их профессиональных интересов, возможностей и личностного роста.
  4. Расширить социальное партнёрство.
  5. Взаимодействовать с коллегами, уметь учиться у коллег.
  6. Стремиться к повышению квалификации.
  7. Разработка локальных актов
   
  Материально-техническое, финансовое Установление связей со спонсорами. Организация предшкольной подготовки. Введение второго иностранного языка. Установление дополнительных надбавок учителям за участие в ОЭР. Определение механизмов сбора и обработки материала по КО. Создание системы оценки КО. Создание системы оплаты труда учителей: стимулирующей части. Создание второго компьютерного класса. Создание: электронной почты школьного сайта, выход в интернет. Оснащение кабинетов современными учебно-диагностическими материалами. Создание видео-медио-теки.    
2009-2010 обобщающий Обобщение результатов.
  • Обработать данные диагностик по мотивации:
    • целеполаганию;
    • учебных действий;
    • действия оценки и контроля;
    • мотивов собственного роста.
  • Обработка данных диагностики профессионального роста учителя;
  • Обработка данных диагностики взаимодействия:
    • учитель- ученик
    • ученик – родитель
    • учитель – родитель
    • ученик – ученик

Публичные отчёты о выполнении программы.
Статьи в сборниках на уровне школьном, городском, област.
   
 
   К началу
Используются технологии uCoz