Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 37»
|
Принята
Советом учреждения
«20» сентября 2006 г.
Председатель Совета школы
________________________
|
|
Программа
развития универсальных учебных действий
младшего школьника
Муниципального образовательного учреждения
«Начальная общеобразовательная школа № 37»
на 2006 - 2011 г.г.
|
|
Программа обсуждена
на педагогическом Совете
№ 4 от 21 апреля 2006 г.
Председатель педагогического Совета
Кривченко Л.В.________________
|
г.Чита. |
Содержание программы
№
п/п
|
Перечень разделов |
Страница |
I |
Паспорт |
2 |
II |
Информационная справка ОУ |
3 |
III |
Блок аналитического и прогностического обоснования программы |
14 |
IV |
Концепция развития ОУ |
20 |
V |
Стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние |
25 |
Раздел 1
Паспорт программы |
Наименование программы: |
Программа развития универсальных учебных
действий младшего школьника
МОУ«Начальная общеобразовательная школа№37»
|
Дата утверждения: |
28 августа 2005 г. |
Разработчики программы:
|
Творческая группа в составе администрации,
учителей исследователей, председателя Совета
учреждения, научный руководитель Гарднер В.В.
|
Цель: |
Создать условия для развития универсальных
учебных действий младшего школьника в
образовательном процессе.
|
Задачи: |
- Совершенствовать систему работы учителя, связанную с
изменением парадигмы образования: от цели усвоения ЗУН к цели
развития личности учащихся
- Продолжить работу по внедрению методических рекомендаций
ОЭР по формированию компонентов УД через субъект –
субъектные отношения.
- Обеспечить преемственность между детскими садами и начальной
школой по формированию учебной деятельности.
- Обеспечить охрану и укрепление физического, психического
здоровья участников образовательного процесса; сохранять и
поддерживать индивидуальности ребёнка.
|
Сроки реализации: |
Апрель – август 2006 г. - подготовительный
2006 - 2007 г.г - диагностико - прогностический
2007 - 2010 г.г. - практический
2010 - 2011 г.г. - обобщающий
|
Перечень основных
разделов программы:
|
- Информационная справка
- Аналитическое и прогностическое обоснование
программы.
- Концепция развития школы.
- Стратегия и тактика перехода учреждения в
новое состояние.
|
Исполнители основных
мероприятий:
|
Педагогический коллектив; учащиеся;
родительский коллектив.
|
Ожидаемые
результаты
программы:
|
Становление личности младшего школьника -
субъекта учебной деятельности, готового
продолжить образование и успешного в
будущем.
|
Раздел 2
Информационная справка.
1. Знаменательные вехи учреждения.
1998 год |
- открытие образовательного учреждения. |
|
- аттестация, лицензирование и аккредитация
образовательного учреждения.
|
2002 год |
- участники III областного конкурса культурно-
образовательных инициатив.
|
2003год |
- участники конкурса «Школа года». |
2004 год |
- участники IV областного конкурса культурно-
образовательных инициатив.
|
2002 - 2006 г.г |
- областная и городская опытно- экспериментальная
площадка по проблеме «Формирование компонентов
учебной деятельности по системе РО
Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова в массовой школе».
|
2006 год |
- участники V областного конкурса культурно-
образовательных инициатив.
|
2006 год |
- инновационное образовательное учреждение. |
2007 год |
- участие в ПНПО Грустан И.В. – учитель начальных
классов, победитель ПНПО.
|
2. Общие сведения об учреждении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» образовано на основании постановления мэра города Читы от 09.12.1997 года № 4174 и зарегистрировано Регистрационно-лицензионной палатой города Читы
26 ноября 1999 г.
Юридический адрес и местонахождение учреждения:
672022 г. Чита, улица Строителей, 25. Учредителем учреждения является администрация городского округа «Город Чита», от имени которой функции учредителя осуществляет комитет образования администрации городского округа «Город Чита».
Начальная общеобразовательная школа № 37 прошла лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего образования, дополнительных образовательных программ и получила лицензию комитета образования Читинской области регистрационный номер № 76 от 21 марта 2006 г. сроком на 5 лет (по 21.03.2011 г.).
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» прошло государственную аккредитацию и получило свидетельство о государственной аккредитации АА 189 341 № 145 от 25.05.2007 г.
Все дети микрорайона от 6,5 лет до 11 лет обучаются.
Стоящих на учёте в ПДН нет. (см. приложение № 1)
В силу социально-экономических условий за три года количество обучающихся снизилось.
Количество комплектов классов и их наполняемость остаётся стабильным.
Стабильно число обучающихся изучающих иностранный язык и информатику и ИКТ.
Увеличилось число обучающихся в кружках дополнительного образования.
Результаты обученности за три года.
Года |
Кол-во
уч-ся
|
Успевае- мость |
% успе- ваемости |
Обучение на 5 |
Обучение на 4 и 5 |
% |
2005- 2006 |
449 |
449 |
100 |
21 |
215 |
50,6 |
2006- 2007 |
383 |
383 |
100 |
27 |
175 |
52,7 |
2007- 2008
(1 полуг)
|
379 |
379 |
100 |
17 |
183 |
52,7 |
2007- 2008 |
383 |
383 |
100 |
27 |
175 |
52,7 |
208- 2009 |
379 |
379 |
100 |
17 |
184 |
53,0 |
2009- 2010 |
389 |
389 |
100 |
20 |
187 |
53,2 |
Количество обучающихся сокращается, успеваемость и количество обучающихся на « 4» и «5» остаются стабильны.
Состояние здоровья обучающихся
В учреждении разработана и внедряется программа «Здоровье». Создаётся оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха. Растёт число учащихся охваченных горячим питание (с 80 % до 96 %).
В учреждении работают два приспособленных спортивных зала, используется стадион физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона.
Активно развивается внеурочная работа: школьные спартакиады, Дни здоровья, спортивные турниры, праздники.
Ежегодно по полугодиям проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.
Анализ статистики за 3 года показывает снижение количества абсолютно здоровых детей с I группой здоровья. Вместе с тем, количество детей со II группой здоровья остаётся стабильным. Причин таких показателей несколько: это экологическая обстановка и снижающийся уровень материального достатка, недостаточное медицинское обслуживание.
(см.приложение №2)
Особенности организации образовательной деятельности
В учреждении осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ первой ступени – начальное образование, нормативный срок освоения 4 года.
Учреждение реализует образовательные программы, регламентируемые учебным планом и программы дополнительного образования
МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 37» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей. Работает в комплексе с детскими садами № 46, № 44 и МОУ «СОШ № 33».
В первые классы принимаются дети, проживающие в микрорайоне школы. При собеседовании с дошкольниками и их родителями по желанию родителей определяется класс, программа, по которой будет обучаться ребёнок.
Учреждение имеет смешанный контингент учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а так – же нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Ведущей деятельностью ОУ является учебная деятельность. Основной формой учебного процесса является урок с доминирующей игровой деятельностью. Изучая результаты обучения в системе Эльконина - Давыдова было отмечено, что с первого класса начинается работа по формированию компонентов учебной деятельности: учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки. В процессе обучения, детям знания в готовом виде не даются. Каждый ребёнок сам принимает участие в открытии новых знаний. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты, прослеживается личностный рост ребенка на более высокий уровень. По результатам наблюдения пришли к выводу, что есть возможность переноса технологии формирования компонентов учебной деятельности по системе Эльконина – Давыдова в массовую школу независимо от программы обучения.
Содержание образовательной деятельности обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Выпускники учреждения в основном продолжают образование в СОШ № 33, а также в школах, гимназиях города.
Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования.
Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъективности и индивидуальности, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
- история и краеведение, литературное чтение для формирования нравственного (ценностного) потенциала;
- детская риторика, язык и литературное чтение для формирования коммуникативного потенциала;
- музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования эстетического потенциала;
- физическая культура и ОБЖ для формирования физического потенциала;
- все учебные предметы для формирования интеллектуального потенциала;
- логика, математика и конструирование, информатика, технология на развитие логического мышления.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс
на I ступени строится на основе следующих программ:
- традиционной программы «Школа России» для обучения учащихся 1-4-х классов;
- программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;
- программы «Начальная школа XXI века» (руководитель авторского коллектива Н.Ф.Виноградова);
- программы «Школа – 2100» (руководитель авторского коллектива А.А.Леонтьва).
Образовательные технологии, используемые коллективом и их
результативность.
№ п/п |
Технология |
% учите- лей |
Имеющиеся или прогнозируемые результаты |
Перспективы развития школы в связи с использованием технологии |
1. |
Развивающее обучение(система Эльконина-Давыдова). |
16,7 |
Всестороннее развитие личности ребёнка. Подготовка выпускника
начальной школы, который должен быть субъектом учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
|
Подготовка уч-ся с проектной исследовательской деятельностью. |
2. |
Разноуровневое обучение. |
55,6 |
Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями уч - ся. |
Пролонгация деятельности классов КРО.Разработка разноуровневых заданий. |
3. |
Проектные методы обучения. |
55,6 |
Развитие исследовательских навыков |
Публикация лучших исследовательских работ, выступления на конференциях учащихся. |
4. |
ИКТ (информационно коммуникативная технология). |
70 |
Использование обучающих программ. |
Электронная библиотека Кирилла и Мефодия по предметам.Конструирование уроков с использованием ИКТ. |
5. |
Технология развивающих игр( автор Б.П.Никитина) |
100 |
Самоутверждение в игре, проявление достоинств уч-ся. |
Предоставление обучающимся право решения социальных проблем в рамках возможности школы.. |
6. |
Технология диагностики предметной обученности. |
100 |
Накопление статистических данных, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика. |
Качественное обучение. |
Воспитательная система нашего образовательного учреждения строится на приоритете творческой индивидуальности личности. Для ВС школы характерны :
- развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- благоприятный психологический климат;
- поиск личностно-ориентированных педагогических технологий и форм воспитания.
Вся учебно-воспитательная работа ведётся по направлениям:
- интеллектуально-познавательное;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- воспитание гражданина России;
- экологическое.
Широкая сеть кружков, секций, клубов по интересам даёт возможность выявить и развить способности и таланты каждого ребёнка. Занятость детей в кружках 98,7%. Наш театр «Малышок» является победителем областного фестиваля «Театральные каникулы», танцевальная студия «Задоринки» является лауреатами танцевального конкурса «Хрустальный башмачок», дипломатами первого международного фестиваля искусств «Гуранёнок». В олимпиадах, творческих конкурсах обучающиеся школы показывают высокие результаты, завоёвывая звания победителей и дипломантов. В основе воспитательной системы лежит деятельность школьного детского объединения «РИФ» (романтики, искатели, фантазёры) со своей структурой, законами, символами, гимном. Направляющим и координирующим центром общественной жизни школы и классных коллективов является актив детского объединения «РИФ». Формой работы ученического коллектива является игра-путешествие по островам.
В работе по профилактике и предупреждению правонарушений подключаем профессиональных специалистов, сотрудников ГИБДД, родителей.
Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача. Решая эту задачу, работаем в тесном союзе: «Родитель – ученик – родитель».
Во взаимоотношениях детей, родителей и учителей преобладает взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм.
Совместно с родителями проводим праздники, конкурсы, выставки детского творчества, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Школа сотрудничает: с домом культуры «Энергетик», детским клубом «Энергетик», ФОК, школой искусств, СЮТ № 4, ДДТ №1, клубом «Боец», «Антей», поселковой библиотекой, МОУ «СОШ № 33, д/с №44, № 46.
Все обучающиеся нашей школы объединены в «Школу радости», где формируются коммуникативные навыки.
Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.
Школа начальная для ребёнка - это не просто учреждение, где он получает набор знаний по разным предметам, школа - это место, где ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя к взрослой жизни. Социализация ребёнка в начальной школе - это поддержка ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. И для этого с детьми и родителями проводится профилактическая работа:
- Работает родительский лекторий;
- Совместно с детской поликлиникой и центром «Лад» родители получают квалифицированные консультации по психологии;
- Изучаем личностные качества ребёнка через проективные рисуночные методики «Моя семья», «Дом, дерево, человек»;
- Ведём социально-демографический паспорт на каждого ребёнка, это даёт возможность лучше узнать о семье ребёнка, и его проблемах;
- Классные часы, праздники, беседы, конкурсы, походы, спортивные праздники, олимпиады, смотры помогают обеспечивать у учащихся духовно-нравственное становление ученика.;
- Встречи с инспекторами подразделения несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД помогают в профилактической работе с детьми дивиантного поведения.
Основная задача социально-педагогической службы нашего учреждения направлена на:
- Cоциальную защиту ребёнка;
- Cодействие и оказание социальной и медицинской помощи;
- Оказание помощи в учебной деятельности;
- Совместную деятельность взрослого и ребёнка.
- Обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка.
Изменение системы взаимодействия школы и семьи должно привести к следующим результатам деятельности:
- Преодоления противоречий между семьёй и школой путём широкого вовлечения родителей в совместную деятельность.
- Активизировать работу Совета отцов.
- Возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии со школой.
На протяжении ряда лет в школе сложилась определённая система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы с целью педагогического просвещения родителей. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе создан Совет отцов.
Основными параметрами сотрудничества школы и семьи являются:изучение семей; информирование родителей, просвещение родителей,консультирование родителей, обучение родителей, совместная деятельность детей, педагогов и родителей. (см.приложения 4,5)
Материально-техническая база школы улучшается. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» расположена в 2-х зданиях бывших детских садов, Здания 2-этажные, с центральным отоплением,водопроводом.
Материально-техническая база школы улучшается. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» расположена в 2-х зданиях бывших детских садов, Здания 2-этажные, с центральным отоплением,водопроводом.
В основу разработки системы управления положены следующие принципы
- Развитие демократических основ управления;
- Общность и единство ценностей и целей;
- Непрерывное моральное и материальное стимулирование творчески работающих педагогов.
Для обеспечения осуществления этих принципов разработана система управления учреждением:
- Принятие решений осуществляется администрацией в ходе непрерывно идущего процесса согласования ценностей и целей всеми основными структурными подразделениями учреждения;
- Расширяются права родителей в управлении образовательным учреждением;
- Процесс принятия оперативных решений, кадровые вопросы, контроль за их исполнением и качеством образования в учреждении остаётся за администрацией, которая учитывает рекомендации и предложения родителей, педагогов, а также руководства городского комитета образования.
Совершенствуется нормативно-правовое обеспечение системы управления. Эффективное качественное образование требует разработки и внедрение новых локальных актов:
- Положение об образовательном сайте учреждения;
- Положение о рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогов
- Положение о публичном отчёте;
- Положение о личностном росте обучающегося;
- Положение о введении новой системы оплаты труда;
- Положение о порядке распределения стимулирующей части оплаты труда;
Критериями эффективности управления являются:
- Качество образовательных услуг (показатели: соответствие результатов образования стандартам, сопоставленные данные по результатам контрольных работ, срезов, тестовых работ);
- Удовлетворённость всех субъектов образования – обучающихся, учителей, родителей, общественности (показатели: опросы общественного мнения, снижение конфликтности, востребованность образовательных услуг);
- Тенденция к развитию всех подсистем образовательного учреждения (чёткость и осознанность перспектив развития на уровне каждой подсистемы);
- Рост личностных достижений всех, кто причастен к образовательному процессу.
Смотреть далее