Учебный (образовательный) план

Учебный (образовательный) план для образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования является нормативным документом МОУ «НОШ № 37» по введению и реализации ФГОС и разработан на основе нормативно-правовых документов:

·      Закона «Об образовании (ст. 9,13,14,15,32);

·      Типового положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов;

·      СанПин «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»

·      Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06.10 2009 г.);

·      Устава ОУ.

Учебный (образовательный) план отражает особенности образовательной программы начального общего образования ОС «Школа 2100», «Начальная школа ХХ1 века», системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

В ходе освоения образовательных программ при реализации (образовательного) плана формируются базовые основы и фундамент последующего обучения:

·         Закладывается основа формирования учебной деятельности;

·         Формируются универсальные учебные действия;

·         Развивается познавательная мотивация и интересы обучающегося;

·         Формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования реализуется за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода.

Учебный (образовательный) план состоит из двух частей - обязательной части и части формируемой ОУ.

Обязательная часть учебного (образовательного) плана отражает содержание образования обеспечивающее решение важнейших целей современного начального образования:

·                    Личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

При проведении занятий по иностранному языку, осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

Образовательное учреждение работает в режиме 6 – дневной учебной недели, первые классы – пятидневная.

Продолжительность учебного года во 2 – 4 классах составляет 34 учебные недели, в 1-х классах – 33. Продолжительность урока составляет :

 

Учебный план определяет:  

·        структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;

·        учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.

·        общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Структура обязательных предметных областей

 

 

п/п

Предметные области

Предметы

обязательная (инвариантная) часть

часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

1

Филология

- обучение грамоте

- русский язык

- литературное чтение

- иностранный язык

- литературное

творчество;

 

 

 

-

-

 

2

Математика и информатика

- математика (математика и информатика)

- информатика

- информатика и ИКТ;

- ТРИЗ

3

Обществознание и

естествознание

(Окружающий

мир)

- окружающий мир

-забайкаловедение

4

Основы

духовно-

нравственной

культуры

народов России

- основы духовно-

нравственной

культуры народов России

- РПС

5

Искусство

- изобразительное искусство

- музыка

 

6

Технология

- технология

 

7

Физическая

Культура

- физическая культура

 

 

При определении структуры учебного (образовательного) плана, особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, литературное творчество и курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся.

Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3345 часов при 6-дневной учебной недели.

 

Обязательная часть учебного плана:

·      определяет перечень учебных предметов, обязательных для реализации в ОУ и время, отводимое на их изучение по классам (годам);

·      обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

·      формирование гражданской идентичности;

·      их приобщение к общекультурным и национальным ценностям;

·      готовность к продолжению образования в основной школе;

·      формирование здорового образа жизни;

·      усвоение элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

 

Часть формируемая участниками образовательного процесса:

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный (образовательный) план

Начальное общее образование

Вариант 1

Учебные предметы

 

классы

Количество часов в неделю

всего

I

 

 

II

III

IV

Обязательная

часть

 

 

Русский язык

4

4

4

4

16

Литературное чтение

4

4

4

3

15

Иностранный язык (английский)

 

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

3

3

3

3

12

Основы духовно-нравственной культуры народов России

_

_

_

1

1

Итого:

20

22

22

22

86

Часть формируемая участниками образовательного процесса:

информатика и ИКТ, забайкаловедение, ТРИЗ, литературное творчество, РПС (развитие познавательных способностей)

 

 

1

 

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

13

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной уч. неделе

 

 

21

 

26

 

26

 

26

 

99

 

 

 

 

 

 

Учебный (образовательный) план начального общего образования

Учебные

предметы


классы

пре

Количество часов в учебный год

 

всего

 

 

I

 

 

II

 

 

III

 

 

IV

 

Обязательная часть

 

Русский язык

Литературное чтение

 

264

 

272

 

272

 

238

 

1046

Английский язык

_

68

68

 

68

 

204

математика

132

136

136

136

540

 

 

Окружающий

мир

66

68

 

68

 

68

 

270

Основы духовно-нравственной культуры народов России

 

 

_

 

 

_

 

 

 

_

 

 

34

 

 

 

34

музыка

33

34

34

34

135

ИЗО

33

34

34

34

135

технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

 

99

 

102

 

102

 

102

 

405

 

Итого в обязательной

части

 

 

660

 

 

748

 

 

748

 

 

748

 

 

2904

 

 

 

 

 

 

Часть формируемая участниками образовательного процесса:

информатика и ИКТ, забайкаловедение, ТРИЗ, литературное творчество, РПС (развитие познавательных способностей)

 

 

33

 

 

136

 

 

136

 

 

136

 

 

441

Всего

693

884

884

884

3345

 

 

 

 

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования обеспечивает создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Школа функционирует в двух зданиях постройки 1965 года. Школа располагает 2 приспособленными спортивными залами, спортивной площадкой, столовой на 50 мест. Общее количество классных кабинетов – 11. Библиотека обладает общим фондом порядка 3500 единиц хранения. Из них учебников – 1383. Учащиеся обеспечиваются учебниками, как за счет библиотечного фонда, так и за счет привлечения родительских средств на приобретение учебной литературы. Школа имеет 1 компьютерный класс (7 ПК). В одном кабинете установлено интерактивное оборудование. Есть выход в Интернет, имеется локальная сеть, электронная почта, школьный сайт.

В 2009 году проведена противопожарная сигнализация. В школе имеются теплые туалеты, раздевалки.

Режим работы школы в соответствии с требованиями санитарных норм, Типового положения об образовательном учреждении, рекомендаций комитета образования об организации учебной работы в г. Чите, учебного плана образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка, Устава, нормами трудового законодательства установлен следующим образом:

понедельник – пятница с 8:00 - -18:00;

суббота – 8:00 – 12:00;

учебные занятия проводятся в I смену 8:00 – 11:40

во II смену 13:00 – 17:40;

1 классы - пятидневная неделя;

2 – 4 классы - шестидневная неделя.

Горячее питание организовано для всех учащихся школы. Из муниципального бюджета выделяется на питание детям из малообеспеченных семей.

Санитарно-гигиенический режим в школе удовлетворительный, своевременно осуществляется влажная уборка помещения, соблюдается режим проветривания, норма освещенности. Воздушно-тепловой режим и освещение соответствуют норме.

Педагогический коллектив, в основном, готов к работе по новым стандартам, к освоению новых образовательных программ, способны работать в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, вместе с тем это требует от учителя не только творческой инициативы, но и постоянного совершенствования профессиональной компетентности, высокой работоспособности. В школе создана обстановка доверия, взаимопонимания и сотрудничества между управленческой командой и учителями. Главное, чтобы педагогический коллектив работал в полном согласии и непосредственной близости с детьми, чтобы учителя проявляли гибкость пойти на компромисс. Дети чувствуют себя защищенными и уверенными в справедливости заведенных в школе порядков. С первых дней существования школы создана атмосфера «внутреннего порядка и внешнего порядка». Все, кто бывает у нас из других учебных заведений, отмечают порядок в школе. Всем: и учителям, и детям – приятно находиться в школе, учиться в ней и работать. Сформирована здоровая экология школы, нормальные психолого-педагогические условия: комфортность и сотрудничество.

Мы, взрослые создаем оптимальные условия для реализации прав учащихся на получение качественного образования. В этом мы убеждаем своих коллег, стремимся стимулировать и по возможности поощрять добросовестные отношения учителей к труду, создавать им условия для самореализации и достижения профессионального мастерства. Управленческие действия направлены на поиск средств, форм стимулирования педагогов по итогам четверти, года, аттестации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

Требования дифференцированы по видам ресурсов, каждый из которых решает задачу обеспечения учебной деятельности младших школьников, образовательной (профессиональной) деятельности учителей начальной школы и управленческой деятельностиегламентируются такие виды ресурсов, как кадровые, материально-технические, учебно-методические и информационные, финансовые.

Требования, прежде всего в части регламентов, адресованы федеральным органам законодательной и исполнительной власти. Ими руководствуются в ходе реализации федеральной государственной образовательной политики в области начального общего образования региональные органы законодательной и исполнительной власти, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения, учреждения системы непрерывного профессионального педагогического образования.

1. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка и реализация Требований к данному виду ресурсов направлены на то, чтобы образовательные учреждения начального общего образования располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани.

Кадры начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики в области начального общего образования.

Удельный вес учителей с квалификационными категориями должен составлять не менее 75% от их общего числа.

Требования к кадровому обеспечению учреждений начального общего образования являются основой социального заказа системе педагогического образования, выражающегося в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:

·         в общеобразовательной подготовке:

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

бметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;

·         в профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б) знать:

– философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

– возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

– методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

– показатели формирования гражданской зрелости человека;

– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

– правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

– осуществлять профессиональную рефлексию;

– вести документацию;

г) владеть:

– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

– современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

·         в предметной подготовке

знать:

– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

– использовать частные методики;

– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

– разрабатывать программы внеурочной деятельности;

– разрабатывать дидактические материалы.

Квалификация администратора (директора учреждения начального общего образования) по начальному общему образованию в соответствии со ст. 35. п. 3 Закона РФ «Об образовании» фиксируется на уровнене ниже первой квалификационной категории

Требования к уровню профессионального образования и квалификации

Существующая проблема

Регламентирующий документ

Существующие нормативы

Предлагаемые изменения

Уровень профессиональ-ного образования и квалификации не соответствует требованиям для реализации ФГОС ОО

1. Положение «О лицензировании образовательной деятельности».

2. Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

Учитель начальных классов. Образователь-ный ценз не установлен

Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с высшим базовым профессиональным образованием не менее 80%

Учитель начальных классов. Квалифика-ционные требования к категории не установлены

Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с квалификационнымуровнем и категориями не менее 75%

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) кадров начального общего образования к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование нового поколения педагогов. Создание предпосылок для решения данной задачи связано с разработкой и воплощением в жизнь Федеральной концепции непрерывного профессионального педагогического образованияормативным сопровождением процесса подготовки, повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки психолого-педагогических и управленческих кадров начального общего образования являются основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, содержание которых выстраивается на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС НОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов.

Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

– переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

– формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:

– книгопечатная продукция;

– печатные пособия;

– экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

– технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ
И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения начального общего образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Учебно-методические и информационные ресурсы включают: печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.

Основными нормативными документами, определяющими требования к учебно-методическим и информационным ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются:

– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

– коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. Ресурсы обеспечения образовательной деятельности обучающих (учителей начальной школы):

учебный план, учебные программы по предметам учебного плана;

- методические рекомендации по достижению планируемых результатов образования в начальной школе и по использованию инструментария их оценки. Пакет диагностических ма­териалов по кон­трольно-оценочной деятельности;

– положение о персонифицированной базе данных, отражающих динамику личностного развития обучающихся на этапе начальной школы. Положение о системе мониторинга процесса достижения пла­нируемых результатов образования в начальной школе;

– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

– каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета для педагогических и управленческих кадров начального общего образования. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в начальной школе.

3. Ресурсы обеспечения учебной деятельности обучающихся (учащихся начальных классов):

– типовые правила выполнения практических и лабора­торных работ в условиях образовательного учреждения начального общего образования;

– нормативы обеспеченности образовательных учреждений начального общего образования учебной литературой, дополнительной учебной, познавательной, художественной литературой;

– положение об оснащении предметных кабинетов начальной школы;

– утверждаемый ежегодно Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

образовательные ресурсы Интернета для обучающихся на начальной ступени общего образования;

4. ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансовое обеспечение – важнейший компонент Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Его назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию требований к информационно-методическим, кадровым, учебно-материальным и иным ресурсам на каждом уровне управления образованием.

Финансовое обеспечение условий реализации основной образовательной программы должно осуществляться с учетом следующих требований:

– механизм формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должен определяться модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования;

– финансирование расходов на реализацию основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося;

– базовым принципом финансирования образовательных учреждений должен быть принцип «средства следуют за учеником», а объем финансирования не должен зависеть от числа работников образовательного учреждения;

– органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов сверх установленного регионального расчетного подушевого норматива;

– образовательное учреждение определяет базовую и стимулирующую части фонда оплаты труда, самостоятельно устанавливает штатное расписание, определяет в общем объеме средств долю, направляемую на:

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса, содействует администрации, педагогическим работникам, родителям в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся:

·  Оказывается помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов;

·  Оказывается содействие педагогическим работникам в формировании у обучающихся принципов взаимопомощи, толерантности, милосердии, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

·  Осуществляется психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

·  Осуществляется формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

 

·  Осуществляется содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;

 

 

·                       Осуществляется разработка новых методов диагностики и психопрофилактики в условиях ФГОС.

 

Работа психологической службы осуществляется по следующим направлениям:

 

·             профилактика;

·             диагностика;

·             консультирование;

·             коррекционная работа;

·             развивающая работа;

·             просвещение.

 

 К началу.

Используются технологии uCoz