Главная Администрация Учителя-новаторы Победители-ПНПО Родителям
 Меню сайта
 Главная
 Администрация
 Учителя-новаторы
 Победители-ПНПО
 Родителям
  Новости
  Документы

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 37»

Принята
Советом учреждения
«20» сентября 2006 г.
Председатель Совета школы ________________________
Программа
развития универсальных учебных действий
младшего школьника
Муниципального образовательного учреждения
«Начальная общеобразовательная школа № 37»
на 2006 - 2011 г.г.
  Программа обсуждена
на педагогическом Совете
№ 4 от 21 апреля 2006 г.
Председатель педагогического Совета
Кривченко Л.В.________________

г.Чита.

Содержание программы

 

п/п
Перечень разделов Страница
I Паспорт 2
II Информационная справка ОУ 3
III Блок аналитического и прогностического обоснования программы 14
IV Концепция развития ОУ 20
V Стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние 25

Раздел 1

 
Паспорт программы
Наименование
программы:
Программа развития универсальных учебных
действий младшего школьника
МОУ«Начальная общеобразовательная школа№37»
Дата утверждения:
28 августа 2005 г.
Разработчики
программы:
Творческая группа в составе администрации,
учителей исследователей, председателя Совета
учреждения, научный руководитель Гарднер В.В.
Цель:
Создать условия для развития универсальных
учебных действий младшего школьника в
образовательном процессе.
Задачи:
  1. Совершенствовать систему работы учителя, связанную с
    изменением парадигмы образования: от цели усвоения ЗУН к цели
    развития личности учащихся
  2. Продолжить работу по внедрению методических рекомендаций
    ОЭР по формированию компонентов УД через субъект –
    субъектные отношения.
  3. Обеспечить преемственность между детскими садами и начальной
    школой по формированию учебной деятельности.
  4. Обеспечить охрану и укрепление физического, психического
    здоровья участников образовательного процесса; сохранять и
    поддерживать индивидуальности ребёнка.
Сроки реализации:
Апрель – август 2006 г. - подготовительный
2006 - 2007 г.г - диагностико - прогностический
2007 - 2010 г.г. - практический
2010 - 2011 г.г. - обобщающий
Перечень основных
разделов программы:
  1. Информационная справка
  2. Аналитическое и прогностическое обоснование
    программы.
  3. Концепция развития школы.
  4. Стратегия и тактика перехода учреждения в
    новое состояние.
Исполнители основных
мероприятий:
Педагогический коллектив; учащиеся;
родительский коллектив.
Ожидаемые
результаты
программы:
Становление личности младшего школьника -
субъекта учебной деятельности, готового
продолжить образование и успешного в
будущем.

Раздел 2

  Информационная справка.

1. Знаменательные вехи учреждения.

1998 год
- открытие образовательного учреждения.
- аттестация, лицензирование и аккредитация
образовательного учреждения.
2002 год
- участники III областного конкурса культурно- образовательных инициатив.
2003год
- участники конкурса «Школа года».
2004 год
- участники IV областного конкурса культурно- образовательных инициатив.
2002 - 2006 г.г
- областная и городская опытно- экспериментальная
площадка по проблеме «Формирование компонентов
учебной деятельности по системе РО
Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова в массовой школе».
2006 год
- участники V областного конкурса культурно-
образовательных инициатив.
2006 год
- инновационное образовательное учреждение.
2007 год
- участие в ПНПО Грустан И.В. – учитель начальных классов, победитель ПНПО.

2. Общие сведения об учреждении.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» образовано на основании постановления мэра города Читы от 09.12.1997 года № 4174 и зарегистрировано Регистрационно-лицензионной палатой города Читы 26 ноября 1999 г. Юридический адрес и местонахождение учреждения: 672022 г. Чита, улица Строителей, 25. Учредителем учреждения является администрация городского округа «Город Чита», от имени которой функции учредителя осуществляет комитет образования администрации городского округа «Город Чита». Начальная общеобразовательная школа № 37 прошла лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего образования, дополнительных образовательных программ и получила лицензию комитета образования Читинской области регистрационный номер № 76 от 21 марта 2006 г. сроком на 5 лет (по 21.03.2011 г.). Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 37» прошло государственную аккредитацию и получило свидетельство о государственной аккредитации АА 189 341 № 145 от 25.05.2007 г.

Все дети микрорайона от 6,5 лет до 11 лет обучаются. Стоящих на учёте в ПДН нет. (см. приложение № 1)

В силу социально-экономических условий за три года количество обучающихся снизилось.

Количество комплектов классов и их наполняемость остаётся стабильным.

Стабильно число обучающихся изучающих иностранный язык и информатику и ИКТ.

Увеличилось число обучающихся в кружках дополнительного образования.

Результаты обученности за три года.

Года Кол-во
уч-ся
Успевае-
мость
% успе-
ваемости
Обучение
на 5
Обучение
на 4 и 5
%
2005-
2006
449 449 100 21 215 50,6
2006-
2007
383 383 100 27 175 52,7
2007-
2008
(1 полуг)
379 379 100 17 183 52,7
2007-
2008
383 383 100 27 175 52,7
208-
2009
379 379 100 17 184 53,0
2009-
2010
389 389 100 20 187 53,2

Количество обучающихся сокращается, успеваемость и количество обучающихся на « 4» и «5» остаются стабильны.

Состояние здоровья обучающихся

В учреждении разработана и внедряется программа «Здоровье». Создаётся оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха. Растёт число учащихся охваченных горячим питание (с 80 % до 96 %). В учреждении работают два приспособленных спортивных зала, используется стадион физкультурно-оздоровительного комплекса микрорайона.

Активно развивается внеурочная работа: школьные спартакиады, Дни здоровья, спортивные турниры, праздники. Ежегодно по полугодиям проводится динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.

Анализ статистики за 3 года показывает снижение количества абсолютно здоровых детей с I группой здоровья. Вместе с тем, количество детей со II группой здоровья остаётся стабильным. Причин таких показателей несколько: это экологическая обстановка и снижающийся уровень материального достатка, недостаточное медицинское обслуживание. (см.приложение №2)

Особенности организации образовательной деятельности

В учреждении осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ первой ступени – начальное образование, нормативный срок освоения 4 года.

Учреждение реализует образовательные программы, регламентируемые учебным планом и программы дополнительного образования МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 37» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей. Работает в комплексе с детскими садами № 46, № 44 и МОУ «СОШ № 33».

В первые классы принимаются дети, проживающие в микрорайоне школы. При собеседовании с дошкольниками и их родителями по желанию родителей определяется класс, программа, по которой будет обучаться ребёнок.

Учреждение имеет смешанный контингент учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а так – же нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Ведущей деятельностью ОУ является учебная деятельность. Основной формой учебного процесса является урок с доминирующей игровой деятельностью. Изучая результаты обучения в системе Эльконина - Давыдова было отмечено, что с первого класса начинается работа по формированию компонентов учебной деятельности: учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля и оценки. В процессе обучения, детям знания в готовом виде не даются. Каждый ребёнок сам принимает участие в открытии новых знаний. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты, прослеживается личностный рост ребенка на более высокий уровень. По результатам наблюдения пришли к выводу, что есть возможность переноса технологии формирования компонентов учебной деятельности по системе Эльконина – Давыдова в массовую школу независимо от программы обучения.

Содержание образовательной деятельности обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Выпускники учреждения в основном продолжают образование в СОШ № 33, а также в школах, гимназиях города.

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования.

Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъективности и индивидуальности, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности. Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

  • история и краеведение, литературное чтение для формирования нравственного (ценностного) потенциала;
  • детская риторика, язык и литературное чтение для формирования коммуникативного потенциала;
  • музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования эстетического потенциала;
  • физическая культура и ОБЖ для формирования физического потенциала;
  • все учебные предметы для формирования интеллектуального потенциала;
  • логика, математика и конструирование, информатика, технология на развитие логического мышления.
    В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс
    на I ступени строится на основе следующих программ:
  • традиционной программы «Школа России» для обучения учащихся 1-4-х классов;
  • программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;
  • программы «Начальная школа XXI века» (руководитель авторского коллектива Н.Ф.Виноградова);
  • программы «Школа – 2100» (руководитель авторского коллектива А.А.Леонтьва).

Образовательные технологии, используемые коллективом и их результативность.


п/п
Технология %
учите-
лей
Имеющиеся
или прогнозируемые
результаты
Перспективы развития школы в связи с
использованием
технологии
1. Развивающее обучение(система Эльконина-Давыдова). 16,7 Всестороннее развитие личности ребёнка. Подготовка выпускника начальной школы, который должен быть субъектом учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Подготовка уч-ся с проектной исследовательской деятельностью.
2. Разноуровневое обучение. 55,6 Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями уч - ся. Пролонгация деятельности классов КРО.Разработка разноуровневых заданий.
3. Проектные методы обучения. 55,6 Развитие исследовательских навыков Публикация лучших исследовательских работ, выступления на конференциях учащихся.
4. ИКТ (информационно коммуникативная технология). 70 Использование обучающих программ. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия по предметам.Конструирование уроков с использованием ИКТ.
5. Технология развивающих игр( автор Б.П.Никитина) 100 Самоутверждение в игре, проявление достоинств уч-ся. Предоставление обучающимся право решения социальных проблем в рамках возможности школы..
6. Технология диагностики предметной обученности. 100 Накопление статистических данных, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика. Качественное обучение.

Воспитательная система нашего образовательного учреждения строится на приоритете творческой индивидуальности личности. Для ВС школы характерны :

- развитие, ориентация учащихся и учителей на творчество;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- благоприятный психологический климат;

- поиск личностно-ориентированных педагогических технологий и форм воспитания.

Вся учебно-воспитательная работа ведётся по направлениям:

- интеллектуально-познавательное;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание;

- воспитание гражданина России;

- экологическое.

Широкая сеть кружков, секций, клубов по интересам даёт возможность выявить и развить способности и таланты каждого ребёнка. Занятость детей в кружках 98,7%. Наш театр «Малышок» является победителем областного фестиваля «Театральные каникулы», танцевальная студия «Задоринки» является лауреатами танцевального конкурса «Хрустальный башмачок», дипломатами первого международного фестиваля искусств «Гуранёнок». В олимпиадах, творческих конкурсах обучающиеся школы показывают высокие результаты, завоёвывая звания победителей и дипломантов. В основе воспитательной системы лежит деятельность школьного детского объединения «РИФ» (романтики, искатели, фантазёры) со своей структурой, законами, символами, гимном. Направляющим и координирующим центром общественной жизни школы и классных коллективов является актив детского объединения «РИФ». Формой работы ученического коллектива является игра-путешествие по островам.

В работе по профилактике и предупреждению правонарушений подключаем профессиональных специалистов, сотрудников ГИБДД, родителей. Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача. Решая эту задачу, работаем в тесном союзе: «Родитель – ученик – родитель».

Во взаимоотношениях детей, родителей и учителей преобладает взаимоуважение, доброжелательность, гуманизм.

Совместно с родителями проводим праздники, конкурсы, выставки детского творчества, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Школа сотрудничает: с домом культуры «Энергетик», детским клубом «Энергетик», ФОК, школой искусств, СЮТ № 4, ДДТ №1, клубом «Боец», «Антей», поселковой библиотекой, МОУ «СОШ № 33, д/с №44, № 46.

Все обучающиеся нашей школы объединены в «Школу радости», где формируются коммуникативные навыки.

Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Школа начальная для ребёнка - это не просто учреждение, где он получает набор знаний по разным предметам, школа - это место, где ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя к взрослой жизни. Социализация ребёнка в начальной школе - это поддержка ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. И для этого с детьми и родителями проводится профилактическая работа:

  • Работает родительский лекторий;
  • Совместно с детской поликлиникой и центром «Лад» родители получают квалифицированные консультации по психологии;
  • Изучаем личностные качества ребёнка через проективные рисуночные методики «Моя семья», «Дом, дерево, человек»;
  • Ведём социально-демографический паспорт на каждого ребёнка, это даёт возможность лучше узнать о семье ребёнка, и его проблемах;
  • Классные часы, праздники, беседы, конкурсы, походы, спортивные праздники, олимпиады, смотры помогают обеспечивать у учащихся духовно-нравственное становление ученика.;
  • Встречи с инспекторами подразделения несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД помогают в профилактической работе с детьми дивиантного поведения.

Основная задача социально-педагогической службы нашего учреждения направлена на:

  • Cоциальную защиту ребёнка;
  • Cодействие и оказание социальной и медицинской помощи;
  • Оказание помощи в учебной деятельности;
  • Совместную деятельность взрослого и ребёнка.
  • Обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка.

Изменение системы взаимодействия школы и семьи должно привести к следующим результатам деятельности:

  • Преодоления противоречий между семьёй и школой путём широкого вовлечения родителей в совместную деятельность.
  • Активизировать работу Совета отцов.
  • Возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии со школой.

На протяжении ряда лет в школе сложилась определённая система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы с целью педагогического просвещения родителей. Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе создан Совет отцов.

Основными параметрами сотрудничества школы и семьи являются:изучение семей; информирование родителей, просвещение родителей,консультирование родителей, обучение родителей, совместная деятельность детей, педагогов и родителей. (см.приложения 4,5)

Материально-техническая база школы улучшается. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» расположена в 2-х зданиях бывших детских садов, Здания 2-этажные, с центральным отоплением,водопроводом.

Материально-техническая база школы улучшается. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №37» расположена в 2-х зданиях бывших детских садов, Здания 2-этажные, с центральным отоплением,водопроводом.

В основу разработки системы управления положены следующие принципы

  • Развитие демократических основ управления;
  • Общность и единство ценностей и целей;
  • Непрерывное моральное и материальное стимулирование творчески работающих педагогов.

Для обеспечения осуществления этих принципов разработана система управления учреждением:

  • Принятие решений осуществляется администрацией в ходе непрерывно идущего процесса согласования ценностей и целей всеми основными структурными подразделениями учреждения;
  • Расширяются права родителей в управлении образовательным учреждением;
  • Процесс принятия оперативных решений, кадровые вопросы, контроль за их исполнением и качеством образования в учреждении остаётся за администрацией, которая учитывает рекомендации и предложения родителей, педагогов, а также руководства городского комитета образования.

Совершенствуется нормативно-правовое обеспечение системы управления. Эффективное качественное образование требует разработки и внедрение новых локальных актов:

  • Положение об образовательном сайте учреждения;
  • Положение о рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогов
  • Положение о публичном отчёте;
  • Положение о личностном росте обучающегося;
  • Положение о введении новой системы оплаты труда;
  • Положение о порядке распределения стимулирующей части оплаты труда;

Критериями эффективности управления являются:

  • Качество образовательных услуг (показатели: соответствие результатов образования стандартам, сопоставленные данные по результатам контрольных работ, срезов, тестовых работ);
  • Удовлетворённость всех субъектов образования – обучающихся, учителей, родителей, общественности (показатели: опросы общественного мнения, снижение конфликтности, востребованность образовательных услуг);
  • Тенденция к развитию всех подсистем образовательного учреждения (чёткость и осознанность перспектив развития на уровне каждой подсистемы);
  • Рост личностных достижений всех, кто причастен к образовательному процессу.
   Смотреть далее

Используются технологии uCoz